Что такое совместное предприятие?
Совместное предприятие – это когда два и более индивидуальных предпринимателя или компании договариваются об объединении ресурсов для достижения конкретной цели. Совместное предприятие может представлять собой инвестирование в новые бизнес-операции или распределение определенных активов для взаимной выгоды обеих сторон.
Цели и развитие совместного предприятия для роста
Может произойти так, что для дальнейшего роста компании придется слиться с другой организацией в совместное предприятие. Объединив свои усилия и активы, две компании, объединенные в СП, могут добиться роста, который был бы невозможен, если бы они действовали по отдельности. Например, одна компания ищет инвестора, чтобы выпустить новую линейку продукции на рынок. В то же время, у другой компании есть свободные средства, которые она вкладывает в продвижение этой новой линейки с целью получения выплат с продаж в будущем.
Как правило, совместные предприятия совместно используют ресурсы (не только финансовые), которые есть в наличии у одной компании и нет у другой. Например, у магазина нет места для продажи популярной линейки товара, которая пользуется спросом и которая есть в наличии. У другого похожего магазина есть свободное место, но нет данного товара. Два магазина образуют совместное предприятие, в результате чего второй магазин предоставляет помещение для размещения товара первого, получая за это определенный процент с продаж. Еще один пример слияния – это ситуация, когда один участник поставляет товар, а второй использует идеально разработанную маркетинговую политику для увеличения продаж.
Периоды существования совместного предприятия
Мировой опыт показывает, что совместные предприятия могут существовать лишь короткое время, а рекомендованный максимальный срок их жизни не должен превышать четыре года. Очень часто между участниками совместных предприятий возникают разногласия, касающиеся распределения прибыли, границ ответственности и справедливого размера доли каждого из них. Даже сам процесс получения прибыли может вызывать разногласия, если один из участников считает, что он вкладывает больше ресурсов, чем другой, а получает столько же или меньше.
Учитывая это, предприниматели и руководители компаний должны как следует все обдумать, прежде чем вступать в совместное предприятие с кем бы то ни было. Границы должны быть четко очерчены с самого начала, а любая потенциальная проблема должна решаться на ранних стадиях, пока она не успела нанести ущерб обоим. При закрытии совместного предприятия необходимо руководствоваться четкими юридическими соглашениями, особенно там, где речь идет о деньгах.
Многие совместные предприятия дают старт успешным партнерским отношениям, которые могут длиться долгие годы и быть при этом взаимовыгодными. Другие не столь успешны, что обычно бывает видно при проведении анализа экономической эффективности.