Что такое ROI (коэффициент окупаемости инвестиций)?
ROI (Коэффициент окупаемости инвестиций, Return on Investment) – это средства, которые зарабатывает инвестор в результате финансовых вложений в компанию. Любой коэффициент окупаемости исчисляется исходя из чистой прибыли компании и служит показателем эффективности инвестирования в предприятие.
Как рассчитать ROI в маркетинге и рекламе
Самый простой способ рассчитать ROI – представить его в виде процентного соотношения прибыли/убытков и первоначальной суммы капитала. Чтобы получить ROI, необходимо вычесть объем капиталовложений из общего дохода с этих вложений и разделить результат на объем капиталовложений. Например, если инвестор вложил 50 тысяч рублей в магазин одежды, а в конце года получил 60 тысяч, то формула подсчета коэффициента окупаемости инвестиций будет выглядеть следующим образом:
(60 000 – 50 000) / 50 000 * 100%
ROI = 20%
Для маркетинга и рекламы инвестицией считается затраченный рекламный бюджет. Если на маркетинг потрачено 30 000 рублей, а заработали 60 000, тогда ROI будет равен:
(60 000 - 30 000) / 30 000 * 100%
ROI равен 100%. Этот коэффициент также называется ROMI (Return on Marketing Investment) - окупаемость маркетинговых инвестиций, где учитываются только средства на маркетинг без других затрат.
Использование ROI
Показатель ROI может стать полезным как для владельца бизнеса, так и для инвестора. Инвестору, который ищет, во что вложить средства, эта цифра может дать представление о потенциальных доходах с инвестиций. Например, сравнив ROI магазина одежды и магазина обуви, он увидит, во что выгоднее вложиться. Что касается самого предприятия, то коэффициент окупаемости может использоваться его владельцем для поиска инвесторов. Показывая наглядно потенциальному инвестору, что он может увеличить свой капитал на 20% за определенный период, он повышает привлекательность своей компании в плане инвестиционных возможностей.
Обратное также справедливо. Если ROI слишком низкий или же и вовсе нулевой или отрицательный, предприятие будет выглядеть не слишком привлекательно для инвесторов, и владельцам придется пересматривать организацию деятельности компании. Хоть и не в такой степени, как прибыль, коэффициент окупаемости инвестиций является четким индикатором того, как предприятие функционирует в долгосрочной перспективе.
Оценка бизнеса на основе ROI
При оценке окупаемости инвестиций не следует опираться на одну лишь цифру ROI, так как ее часто бывает недостаточно для достоверных результатов. Временной промежуток также является важным фактором в оценке инвестиционной привлекательности компании. На первый взгляд, ROI 30% выглядит лучше, чем ROI 20%. Тем не менее, эти 30% могли быть получены за 3 года, а 20% - за год. Таким образом, в пересчете на один год, коэффициент окупаемости будет выше во втором случае. С другой стороны, инвестирование на срок один год может оказаться более рискованным, и инвестор может выбрать более долгосрочную и менее рискованную перспективу.