Что такое инвентарь?
Инвентарь - это бухгалтерский термин для товаров и их составляющих, которые в последствии будут выставлены компанией на продажу или призведены. Инвентарь может быть в трех состояниях:
- Готовые товары (можно начать продавать);
- В процессе сборки (будут готовы для продажи в будущем);
- Составляющие материалы (используются для производства продукции).
Часто инвентарь является главным активом компании: ведь это вся продукция, которая должна быть продана, как правило, в течение года. Иногда компании владеют дорогим оборудованием и другими схожими активами. Возможно в этом случае, инвентарь не будет являться основным активом бизнеса, но обычно дело обстоит наоборот.
Проведение инвентаризации на предприятии
Для того, чтобы записи были актуальны и точны, необходимо проводить инвентаризацию в конце каждого отчетного периода, которая проводится ежемесячно или ежеквартально. Некоторые компании предпочитают проводить ежедневную проверку инвентаря, например, большие рестораны: продукция, как правило, хранится несколько дней, поэтому важно осуществлять инвентаризацию каждый день в одно и то же время. В таком случае, у вас будет всегда свежая информация об имеющихся товарах или материалах для их изготовления, что поможет вашему бизнесу работать эффективно.
Если при очередной проверке обнаружится отрицательная разница между товаров в наличии и его количеством по накладной, то имеет место недостача продукции. Она может произойти из-за пропажи товара или из-за кражи. Часто бывает, что произошла путаница с накладными и прописанными в них датами поставок. В таком случае необходима тщательная проверка.
Инвентаризация по типу "как раз вовремя"
Такая стратегия позволяет бизнесу сократить издержки на закупку товаров и их составляющих. Подход "как раз вовремя" предполагает доставку товаров таким образом, чтобы они были раскуплены или произведены в максимально сжатые сроки и до последующей поставки. На сегодняшний день существуют специальные программы, которые способны сделать аналитику и рассчитать какой именно товар нужен и в каком количестве на продажу в текущем отчетном периоде. Приобретая продукцию по этому типу стратегии, вы сократите ее объем на складе, а также временные расходы фирмы и, как следствие, улучшите показатели бизнеса в целом.
Для успешного использования стратегии "как раз вовремя" необходимо понимать сколько единиц товара будет продано до следующей поставки. Например, если ваш магазин продает каждую неделю 250 пар обуви и поставки приходят каждую пятницу, заказывайте 250+ пар обуви каждую пятницу. Часто рекомендуется иметь в запасе порядка 20% от предполагаемого количества продажи. Тем не менее, стоит вести закупки аккуратно и не покупать слишком много, так как иногда спрос может падать, а вы останетесь с большим количеством товара на руках. И это влияет не только на расходы компании, но и на отношения с поставщиками: возможно вы еще долго не будете закупать продукцию, так как старая продается не так хорошо. В конечном итоге вам скорее всего придется поместить товар на распродажу и, тем самым, уменьшить общую прибыль компании. Поэтому, актуальность инвентаризации и хорошая аналитика так важна для бизнеса.
Также плохо влияет на бизнес и небольшое наличие товара: нельзя допустить, чтобы покупатель ушел к конкуренту за покупкой из-за того, что в вашем магазине нужный ему товар закончился. Вы теряете не только прибыль, но и возможных постоянных клиентов, а они являются дорогим активом для любого бизнеса.
В целом, использование подобной стратегии для инвентаризации может быть не простым решением, но крайне действенным методом: вкусы и, как следствие, спрос покупателей способены постоянно меняться и не всегда можно предугадать нужное количество товара для заказа и его верные даты поставки. Однако, при правильно аналитике и закупке с небольшим остатком, а также хорошей маркетинговой кампании у вас получится вести свой бизнес эффективно.