Что такое анализ безубыточности?
Анализ безубыточности – это полезный инструмент, позволяющий определить, в какой точке ваша компания или новый продукт/услуга начнет приносить прибыль. Другими словами, это финансовый калькулятор, используемый для того чтобы определить, сколько товаров или услуг вы должны продать, чтобы хотя бы покрыть свои расходы. Когда вы достигаете уровня безубыточности, вы не теряете средства, но и не зарабатываете, однако все ваши расходы покрываются.
Расчет точки безубыточности
Для анализа безубыточности используется следующая формула:
Постоянные расходы / Маржинальная прибыль на единицу - Переменные расходы на единицу продукции
Постоянные расходы – это административные расходы, которые вы несете при открытии бизнеса или запуска нового продукта. Они не зависят от того, сколько вы продаете. К постоянным расходам относятся:
- арендная плата;
- коммунальные услуги;
- зарплаты;
- проценты по кредитам.
Переменные расходы – это расходы, которые растут с увеличением производства или ростом продаж. Они включают:
- сырье;
- затраты на сбыт;
- затраты на упаковку.
Например, если производство смартфона обходится в $100, а фиксированные расходы составляют $10 000, то точкой безубыточности при условии, что смартфон продается за $500, будет 25.
$10 000/$500-$100 = $10 000/$400 = 25
Но сможете ли вы продать товар по такой цене?
Единственное, что не учитывает анализ безубыточности – это спрос. А сможете ли вы продать свой товар или услугу по той цене, которую вы использовали в своих расчетах? Конечно, если цена будет выше, то и точку безубыточности вы достигнете быстрее. Но насколько это реалистично?
Давайте посмотрим, где окажется точка безубыточности, если вы продадите смартфон за $1 500:
$10 000/$1 500-$100 = $10 000/$1 400 = 7.14 (округлим) = 8
Очевидно, что если нужно продать всего 8 смартфонов вместо 25, то точка безубыточности будет достигнута быстрее. Но согласится ли кто-нибудь реально платить $1 500 за новый смартфон? Это маловероятно, если, конечно, вы не наделили его какой-то уникальной характеристикой. Поэтому цена $1 500 может оказаться нереальной.
Когда можно использовать анализ безубыточности?
Анализ безубыточности часто производится для оценки прибыльности новой бизнес-идеи.
Проведение расчетов по вышеуказанной формуле дает общее представление о том, является ли идея стоящей. Если окажется, что до того, как вы начнете получать прибыль, потребуется продать 8 000 бутылок вина, а инвестиции составят $20 000, то возможно, следует принять более взвешенное решение по поводу того, как распорядиться средствами.