Что такое альтернативная стоимость?
Альтернативная стоимость решения – это экономическое понятие, относящееся к стоимости того, от чего вам пришлось отказаться ради того, чтобы выбрать что-то другое. По сути, это стоимость варианта, который не был выбран.
Пример альтернативной стоимости решения
Например, вы решили арендовать помещение в центре престижного района за 60 тысяч рублей в месяц. Тем самым вы исключаете альтернативные варианты, включающие аренду более скромного помещения на окраине за 30 тысяч рублей в месяц. Учитывая то, что альтернативные варианты были дешевле, стоимость варианта, который не был вами выбран, и будет альтернативной стоимостью.
Иногда альтернативная стоимость бывает высокой, например, если альтернативой было помещение, расположенное в паре метров от вашего по цене 30 тысяч вместо 60 тыс. А иногда она может быть низкой или даже отрицательной, если в качестве альтернативы выступало помещение точно такое же по характеристикам при стоимости 90 тысяч рублей.
Проблема альтернативной стоимости
Суть концепции «альтернативная стоимость» состоит в том, что у вас, как у владельца бизнеса, всегда будут ограничены ресурсы. Другими словами, вы имеете в своем распоряжении ограниченное количество времени, денег и опыта, поэтому вы при всем желании не сможете использовать все встречающиеся на пути возможности. Если вы выбираете что-то одно, вам неизбежно приходится отказаться от чего-то другого. Разные варианты являются взаимоисключающими. Стоимость того, что вы не выбрали, и будет являться альтернативная стоимостью.
В основном, альтернативная стоимость больше касается упущенных шансов, нежели временных и финансовых затрат. Это напоминание о том, что одно действие или вариант могут помешать вам воспользоваться преимуществами альтернативного.
Пример составляющих альтернативной стоимости
Итак, в качестве другого примера, альтернативною стоимостью вашего решения продавать свои продукты через Яндекс.Маркет, будет потенциальная возможность сотрудничества с другими площадками. Вам нужно определить, насколько высокой окажется альтернативная стоимость, учитывая все возможные варианты.
В этом случае вы можете оценить следующие критерии:
- объем трафика с Яндекс.Маркета за день;
- среднюю стоимость проданных товаров;
- розничную стоимость вашего продукта на Яндекс.Маркете;
- величину прибыли;
- ожидаемые уровни продаж;
- длительность эксклюзивного партнерства;
- условия, при которых вы можете разорвать партнерство.
Аналогично нужно подсчитать эти данные для альтернативных вариантов. Альтернативная стоимость может быть полезным инструментом при оценке нескольких альтернативных вариантов для того чтобы убедиться, что у выбранного вами лучшего направления меньше всего недостатков.