Что такое конкурентная разведка?
Конкурентная разведка - это процесс изучения конкуренции в разных вариациях: сбор и анализ информации о своей отрасли, изучение бизнес среды, анализ конкурентов, анализ конкурентоспособности продаваемой продукции и услуг.
Подобный комплекс анализов способен определить все сильные и слабые стороны стратегии ведения бизнеса на текущий момент и помочь в ее корректировке.
Конкурентная разведка или шпионаж?
Методы добычи информации при конкурентной разведке полностью законны и не нарушают этических норм, например, изучение информации в социальных сетях страниц конкурентов и определение времени начала работы бизнеса. Шпионаж напротив является незаконным методом действий: например, взятки действующим сотрудникам компании конкурента и получение нужной от них информации.
Источники информации для конкурентной разведки
В настоящее время можно нанять специалиста по конкурентной разведке: с 2004 года существует такое направление в нескольких институтах страны. Но если у вас пока небольшой бизнес, то можно провести весь процесс поиска и анализа информации самостоятельно, начиная с поиска информации в интернете, заканчивая обычными разговорами со знакомыми и приятелями о конкурентах.
Информационными источниками онлайн и оффлайн могут быть:
- Сайты компаний конкурентов. Изучите их стратегию работы с покупателями, ассортимент продукции, ее ценообразования, преимущества и так далее;
- Пресс-релизы в местных газетных изданиях;
- Поиск в социальных сетях. Особенно стоит обратить внимание на новости компании о продуктах, которые только планируют вывести на рынок.
- Поиск на сайтах с вакансиями. Посмотрите, сколько именно у компаний конкурентов открытых вакансий, какая заработная плата и требования к будущим сотрудникам, какие именно должности заявлены, а также возможно открытие вакантных мест в связи с новыми продуктами или расширением рынка продаж.
- Используйте LinkedIn, Facebook, Вконтакте для поиска групп ваших конкурентов. Если они активны, там опять-таки можно найти много полезной и актуальной информации для изучения.
Не забудьте про пользу живого общения как со своими сотрудниками, так и со всеми остальными людьми вне компании. Можно задавать прямые вопросы типа: "Расскажи мне, что ты знаешь об этой компании..." или "Привет, что ты слышал от людей, которые пользуются продуктами как у нас? Где они их купили и что они думают о тех местах?".
Люди, которые наверняка обладают полезной информацией:
- Ваши собственные продавцы. Они часто слышат информацию от покупателей о ваших конкурентах, когда предлагают им тот или иной товар.
- Другие сотрудники, которые периодически выбираются на тематические конференции.
- Продавцы, которые специализируются на продажах похожих с вашими товаров.
- Покупатели, которые приобрели ваш товар. Многие из них заведомо узнают обо всех возможных местах покупки нужного товара или услуги и лишь только потом приобретают ее. Таким образом, покупатели - это часто наиболее осведомленные люди среди всех остальных.
Ключевое понятие в конкурентной разведке - это тщательная аналитика и проверка достоверности информации. Не важно, каким из выше перечисленных способов она была получена: важно то, как вы будете ее использовать. Неспешная правильная аналитика поможет сформировать верную стратегию развития вашего бизнеса и искоренить его возможные недочеты на текущий момент.