Что такое нематериальный актив?
Большинство бизнесов имеют некоторые нематериальные активы. Они являются ресурсами компании, которые не могут быть выражены в физическом виде, но имеют свою ценность. Примеры часто встречаемых нематериальных активов:
- Интеллектуальная собственность;
- Ценность бренда;
- Репутация компании;
- Отношения с покупателями;
- Патенты;
- Торговые марки;
- Домены;
- Лицензии на ведение бизнеса.
В отличие от физических активов - товаров, оборудования и т.д. - нематериальные активы не могут быть разрушены огнем или затоплением.
Если у компании большая часть активов заключена в нематериальных составляющих, такому бизнесу будет легче остаться на плаву даже в кризисные времена. Возьмем к примеру ораторов, спикеров, школы по изучению иностранных языков: почти все их активы являются нематериальными, а потому трудно "разрушимыми". Да, спрос в кризисные времена может падать, но сами активы остаются в сохранности.
Две категории нематериальных активов
Нематериальные активы делятся на две категории: ограниченные по сроку жизнедеятельности и не ограниченные. Первые теряют свою ценность по истечении времени или свой объем. Например, к этой категории можно отнести патенты или права на владение: все они имеют четко отведенный срок жизни. Вторые же, напротив, способны действовать неограниченное время. Часто к ним относятся репутация и ценность компании.
Бухгалтерия и нематериальные активы
Бухгалтерский вопрос в отношении нематериальных видов активов весьма не однозначен. С одной стороны, все активы должны быть указаны в документах компании, но с другой стороны - невозможно указать актив не имеющий ценности в денежном эквиваленте. Также есть спорные случаи с регистрацией патентов: при подаче заявления нужно оплатить определенный налог, который по сути обязан быть указан в статье временных расходов компании в финансовом отчете. Но из-за того, что определить стоимость патента не представляется возможным, записи о расходе опускаются. По этим причинам, бухгалтерия никогда не учитывает нематериальные активы при составлении документации.
Значение для бизнеса
Несмотря на то, что нематериальные активы нельзя приравнять к определенной сумме денежных средств, часто легко понять их ценность. Например, бренд компании Apple: все знают ее популярность и преимущества продукции, что обеспечивает высокий уровень продаж. Агент по недвижимости имеет хорошую репутацию, благодаря чему у него есть постоянные заказы и новые клиенты, пришедшие по-сарафанному радио.
Нематериальные активы способны защитить доверие к самому бренду компании, увеличить количество покупателей, а также создать конкурентное преимущество для нее.