Что такое бутстрэппинг (Bootstraping)?
Бутстрэппинг (Bootstraping) – это термин, используемый в бизнесе для обозначения процесса создания компании с использованием имеющихся в наличии ресурсов, таких как личные сбережения, личное компьютерное оборудование и личное помещение. Этот подход противопоставляется привлечению инвесторов для формирования начального капитала или использованию кредита для расширения деятельности. Это использование того, что есть – что бы это ни было – для выполнения поставленной задачи.
История
Термин «бутстрэппинг» произошел из английской фразы, используемой в 18-19 веках, «to pull oneself up by one’s bootstraps» (вытаскивать себя из болота за ушки на ботинках). В те времена смысл этой поговорки сводился к тому, что человек пытается сделать что-то невозможное (вытащить сам себя из болота). Сейчас бутстрэппинг означает сделать что-либо из ничего.
Компания-бутстрэппер запускается и/или расширяется исключительно за счет личных ресурсов предпринимателя и доходов компании.
Преимущества бутстрэппинга
Среди преимуществ бутстрэппинга можно выделить следующие:
- владелец (владельцы) полностью контролирует деятельность компании, без влияния сторонних лиц (например, инвесторов);
- использование имеющихся в наличии ресурсов, без кредитов, избавляет от необходимости откладывать средства на оплату процентов по кредитам;
- необходимость тщательного распределения средств из начального капитала формирует навыки «умного» расходования бюджета.
Недостатки
С другой стороны, отказ от внешних денежных вливаний имеет ряд недостатков:
- рост бизнеса может быть ограничен или затруднен, если спрос превышает возможности компании в предложении или производстве услуг или товаров;
- предприниматель берет на себя практически все финансовые риски вместо того, чтобы поделить их с инвесторами, которые вкладывают средства для поддержания роста компании.
Финансовый бутстрэппинг
Бутстрэппинг может касаться различных аспектов деятельности компании, управление которыми осуществляются с упором на то, чтобы извлечь максимум из имеющихся ресурсов. С финансовой стороны это означает стремление поддерживать низкий уровень затрат и избегать слишком высокой платы за что бы то ни было. Вот ряд пригодных к применению техник бутстрэппинга:
- Избегайте аренды рабочего места до тех пор, пока в этом не возникнет острой необходимости, например, пока вы не начнете нанимать сотрудников. Для начала ищите максимально дешевое место, чтобы арендная плата была как можно меньше.
- Не тратьтесь на дорогую офисную мебель и оборудование. Покупайте б/у или, если есть смысл, арендуйте оборудование, чтобы сохранить средства.
- Старайтесь работать по бартеру с другими компаниями, чтобы получить необходимые товары или услуги. Это, опять же, поможет сберечь денежные средства.
- Если поставщик предлагает скидку за быструю оплату счета, оплачивайте его счета в первую очередь.
- Обсудите с поставщиками возможность отсрочки платежа. Многие предлагают 30 дней без начисления пени; попробуйте договориться о 45 или 60 днях.
- Предоплата – это дорого, старайтесь не платить вперед без острой необходимости. В крайнем случае, продайте права требования денежных средств от клиентов сторонним компаниям, которые сразу же заплатят вам 75-90% от номинальной стоимости счета с платой за услуги 2-5%.
Маркетинговый бутстрэппинг
Термин «буттстрэппинг» чаще относится к маркетинговым тактикам, когда творческий подход становится важнее больших финансовых вложений. Вот некоторые из эффективных техник, требующих минимальных затрат.
- Предлагайте бесплатные пробники и образцы своего продукта клиентам. Это может быть и 15-минутная бесплатная консультация, и бесплатный набор средств по уходу за обувью.
- Разработайте бонусную программу, чтобы стимулировать покупателей чаще совершать покупки именно у вас.
- Доказано, что покупатели, использующие корзины или тележки для покупок, тратят больше. Предлагайте воспользоваться корзиной.
- Планируйте специальные события и праздники, приглашайте на них дизайнеров, знаменитостей, шеф-поваров (в зависимости от профиля деятельности), чтобы привлечь клиентов.
- Составьте список email-адресов текущих и потенциальных покупателей, чтобы поддерживать с ними связь.
- Просите довольных вашими услугами клиентов оставлять отзывы, которыми вы сможете воспользоваться в будущих маркетинговых кампаниях.
- Создайте бесплатный блог на Wordpress, чтобы делиться новостями компании.
- Комментируйте другие блоги.
- Создайте аккаунты в социальных сетях, которыми пользуются ваши клиенты.
- Зарегистрируйте бесплатный аккаунт на Helpareporter.com для быстрого и бесплатного сбора общественного мнения.
- Посещайте профильные ярмарки и выставки, но не в качестве участника, а в качестве посетителя. Так вы сможете пообщаться с заинтересованными в этой сфере людьми и найти потенциальных клиентов абсолютно бесплатно.
- Сотрудничайте с компаниями смежного профиля с целью совместного продвижения товаров и услуг.
Если вы строите бизнес без крупных займов или привлечения инвесторов, вы занимаетесь бутстрэппингом.