Что такое аутсорсинг?
Аутсорсинг имеет место тогда, когда компания платит стороннему поставщику за предоставление определенных услуг вместо того, чтобы выполнять эту работу самостоятельно. Практика аутсорсинга зародилась в 70-е годы XX века и приобрела популярность в 90-е в качестве способа снижения внутренних издержек.
В 2015 году мировой рынок аутсорсинга составлял 88,9 миллиардов долларов, что значительно меньше показателя 2014 года, составившего 104, 6 миллиардов, по данным Statista. Индия, Китай и Малайзия – ТОП-3 страны, к которым компании обращаются за ауторсинговыми услугами. Но это не означает, что компании обязательно должны обращаться к зарубежным поставщикам услуг. Аутсорсинг – это просто выполнение работы кем-либо, кто не относится к числу сотрудников компании.
Одной из наиболее востребованных аутсорсинговых услуг в мире в 2010-х годах стала услуга обработки телефонных вызовов. Так, многие крупные западные компании перенесли работу колл-центров в Индию, где стоимость таких услуг во много раз ниже, чем, скажем, в Америке. Но аутсорсинг встречается и в меньшем масштабе.
Не хотите нанимать PR-менеджера на полную ставку? Обратитесь за услугами к независимому подрядчику из PR-фирмы, который работает на условиях сдельной оплаты. Вам не нравится перспектива содержать курьеров для доставки заказов клиентам? Обратитесь в местную службу доставки за услугами.
В более крупном масштабе дизайнер одежды может поручить производство ремней фирме, которая специализируется на кожаных изделиях. Производители электроники часто осуществляют сборку изделий в других странах, поручая эту работу сторонним компаниям.
Выгоден ли аутсорсинг?
Аутсорсинг имеет смысл только тогда, когда заказать товары или услуги у сторонней компании значительно дешевле, чем осуществлять работу по созданию продукта или оказанию услуги внутри фирмы. Однако многие компании пришли к выводу, что стоимость – это не единственный аспект при оценке аутсорсинга как стратегии.
Так, хотя многие зарубежные поставщики услуг могут производить более дешевые товары, их качество часто будет ниже требуемого. Некоторые крупные интернет-магазины, которые передали обработку входящих звонков иностранным компаниям, обнаружили, что у клиентов и операторов часто возникают непредвиденные трудности с взаимопониманием, что ведет к неудовлетворенности клиентов. Поэтому некоторые западные компании уже переносят колл-центры обратно на родину, несмотря на высокую стоимость обслуживания.
Недостатки аутсорсинга
Хотя аутсорсинг может стать хорошим способом сократить внутренние издержки, он также имеет и ряд недостатков. Передавая ответственность за выполнение части работы другим компаниям, вы ограничиваете кадровые ресурсы своего предприятия. Это означает, что у вас остается больше специалистов узкого профиля, чем широкого. Эту уменьшает гибкость компании при колебаниях рынка, а также мешает развитию креативности.
Более того, аутсорсинг может нанести серьезный ущерб вашему бизнесу, если на стороне поставщика услуг вдруг произойдет что-то катастрофическое. По этой причине лучше не становиться слишком зависимыми от какого-либо поставщика. А работа с ключевыми направлениями бизнеса внутри компании поможет избежать срывов сроков и перебоев в работе.